Павел Павлович Максимович (1817—1892)
Русский дворянин Максимович родился в Астрахани в 1817-ом году. Маленького Пашу очень любил его дядя Иван Симонов — астроном и путешественник, участвовавший в первой русской антарктической экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Слушая его рассказы, мальчик твёрдо решил стать моряком.
В 1832 г. Павел «был определен кадетом» в Морской кадетский корпус Санкт-Петербурга, которым тогда руководил известный мореплаватель И.Ф. Крузенштерн. Сразу после его окончания он поступил в офицерские классы, которые закончил в 1840 г. первым по выпуску, получив звание лейтенанта, а его имя было выбито на мраморной доске. Как лучший выпускник он был оставлен в корпусе на преподавательской работе. В Петербурге П.П. Максимович женился на Анне Андреевне Хлебниковой. Семейные обстоятельства вынудили Павла Павловича в 1848 г. оставить службу в чине капитан-лейтенанта и переселиться в имение Шепели Кашинского уезда Тверской губернии. В 1854 г. он купил имение Спасское того же уезда, в этом же уезде супруге принадлежало небольшое сельцо Жеребцовка. Здесь он близко познакомился с проблемами крестьянской жизни. В 1858 г. дворянство Кашинского уезда избрало Максимовича своим депутатом в Губернский комитет по устройству и улучшению быта помещичьих крестьян. Здесь он примкнул к тому кругу депутатов, которые выдвигали требование освобождения крестьян с землей. После окончания работы комитета в 1859 г. Павел Павлович возвратился к сельской жизни, открыл в селе Спасском школу для крестьянских детей.
После открытия в 1864 г. земских учреждений П.П. Максимович стал их активным деятелем. С 1865 г. он участвовал в заседаниях Кашинского уездного земского собрания, а в 1866–1877 гг. являлся членом Тверской губернской земской управы.
В 1866–1887 гг. – мировой судья, уездный предводитель дворянства, в 1875–1889 гг. – депутат от Кашинского уезда в Тверском дворянском депутатском собрании.
Как земский деятель Максимович сначала заведовал губернской больницей, занимался вопросами охраны здоровья, мерами по распространению оспопрививания и устройству родовспомогательных учреждений. Максимович был очень активен, участвовал в работе многих комиссий, но все-таки главным делом его жизни стало народное просвещение.
После крестьянской реформы стало понятно, что без образования народа дальнейшее развитие России невозможно. Поэтому в 1869 г. Максимович поставил перед земством вопрос о необходимости издания дешевых книг для народного чтения, а главное – представил проект школы для подготовки народных учительниц. Земство этот проект отклонило и тогда Максимович открыл в Твери школу 1 декабря 1870 г. на свои деньги. Через год земство ревизовало школу, признало ее работу удовлетворительной и начало оказывать ей материальное содействие.10 июня 1872 г. императорским указом она стала официально именоваться «Школой Павла Павловича Максимовича».
С увеличением земских субсидий, появлением хороших педагогов Максимович решил продлить срок обучения до пяти лет (было три) и расширить программу преподавания. Эти нововведения не были узаконены, в результате чего возникло отрицательное отношение к школе со стороны Министерства народного просвещения. П.П. Максимович стойко и мужественно боролся за свое детище, но конфликт был исчерпан только в 1880 г., когда пост министра народного просвещения занял либеральный А.А. Сабуров. 27 мая 1882 г. был утвержден новый устав, по которому школа жила до конца своей деятельности.
В 1877 г. Максимович переехал на постоянное жительство в Санкт-Петербург, но до конца своих дней был почетным попечителем школы. При помощи П.П. Максимовича был разработан проект Новоторжской мужской учительской школы, ставшей после 1917 г. педагогическим училищем, открыт в Твери книжный склад для снабжения школ литературой.
П.П. Максимович был именно организатором народного образования, отдельных педагогических трудов его не обнаружено, педагогические идеи отражены в проектах, объяснительных записках, докладах. Он считал, что первым учителем ребенка должна быть обязательно женщина: она ближе ребенку.
Учительница крестьянских детей должна быть из той же социальной среды, поэтому школа должна была давать образование, прежде всего, крестьянским девушкам. Образование учителей должно быть разносторонним с преобладанием гуманитарных предметов. Большое значение он придавал общему укладу школы, отношениям между воспитанницами и преподавателями, которые должны быть демократичными, уважительными, творческими. Решающее значение Максимович придавал педагогическим кадрам, руководителей школы и основных педагогов он подбирал сам. Воплощенные в жизнь идеи основателя позволили создать одну из лучших учительских школ России. Вот, что писали о его детище: «Вся школа составляла дружную работящую семью, беззаветно преданную своему делу, где не было места ни лжи, ни лести, ни формальным отношениям». Школу Максимовича называли «школой нового типа с уровнем среднего специального учебного заведения». Однако программа обучения была шире, чем даже в гимназиях. «Максимовкам» — так величали себя ученицы — в течение трёх лет преподавали точные, гуманитарные и естественные науки. Павел Павлович оборудовал кабинеты физики и химии. Девушки занимались спортом, ставили спектакли, давали концерты. При школе заботливый директор открыл и народное училище, где воспитанницы проходили свою первую в жизни учительскую практику. «Максимовки» относились к школе, как к родному дому. Здесь не ставили отметок, не проводили экзаменов при переходе из класса в класс.
П.П. Максимович умер 1 июля 1892 года в своем имении — селе Шепели. В некрологе друзья и почитатели написали сказали: «Редко приходится встретить человека столь неприхотливого, так легко отказывающего себе во всем и вместе с тем столь деликатного по отношению к другим. Его высокогуманная личность и самоотверженная деятельность для блага народа должны быть примером того, как надо служить своей родине». Максимович был похоронен на маленьком кладбище села Введенского. К сожалению, место захоронения до сегодняшнего дня не сохранилось.
Школа Максимовича просуществовала полвека, до 1919-ого года, и выпустила больше тысячи педагогов. А её основатель в 1886-ом был награждён золотой медалью, как особо выдающийся деятель народного просвещения и образования. Сегодня вензель с буквами «ШМ» — Школа Максимовича — украшает герб Тверского государственного университета, ведь основой этого высшего учебного заведения стало любимое детище Павла Павловича.